История школьной формы в России

Статья с сайта: http://odevaisya.narod.ru/staty3.html
1834 г. – принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. Фасон школьной формы для мальчиков менялся вместе с фасоном партикулярного платья в 1855, 1868, 1896 и 1913 годах.
1896 г. – утверждено положение о гимназической форме для девочек.
1918 г. – гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена вместе с многими другими разумными наработками в области образования.
1949 г. – было решено возвратиться к былому образу: мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, девочек – в коричневые шерстяные платья с черным фартуком, которые практически полностью копировали форму российской дореволюционной женской гимназии. Теперь уже "свободная форма одежды" стала ассоциироваться с буржуазной разнузданностью, а всех дерзких экспериментаторов было решено объявить "вредителями" и "врагами народа".
1962 г. – мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы с застежкой на четырех пуговицах. Форма для девочек осталась прежней.
1973 г. – введена новая форма для мальчиков. Синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая джинсовая мода) с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. У мальчиков-старшеклассников куртка заменялась на пиджак.
1976 г. – введена новая форма для старшеклассниц: юбка и жакет из синей полушерстяной ткани.
1988 г. – некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.
 1992 г. – отмена школьной формы в школах Российской Федерации.  Начиная с 1999 г. – отдельные субъекты РФ принимают местные нормативные акты о введении обязательной школьной формы. 
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" гласит, что школа имеет право самостоятельно на основе своего устава определять права и обязанности ученика, если это не противоречит другим законам. Порядок введения школьной формы никакими нормативными документами не регламентирован и относится к компетенции образовательного учреждения, но в обязательном порядке должен быть зафиксирован в уставе или другом локальном акте, регламентирующем деятельность школы.
Вопрос о школьной форме может являться предметом рассмотрения органов управления образовательного учреждения: совета школы, родительского комитета, классного и общешкольного родительских собраний, попечительского совета. Окончательное решение принимается по соглашению всех родителей школьников или большинства, но при условии определения источников дополнительного финансирования для обучающихся из малообеспеченных семей.
Кто же все-таки должен принять решение о введении школьной формы в России? Удивительно, но почти половина опрошенных россиян ответили, что решение должно быть принято на государственном уровне.
Но вот вопрос о том, стоит ли вводить форму или нет, все чаще порождает бурные дискуссии.
Во многих странах ученики элитных и общеобразовательных школ носят единую форму. У нас же в большинстве случаев школьников лишь слегка ограничивают в выборе одежды. Иногда педагоги собственными силами вводят некое подобие школьной формы: настаивают на деловом стиле в одежде и классическом сочетании "белый верх, темный низ". Хотя школьную форму на государственном уровне отменили еще в 1992 г., более половины россиян, имеющих детей школьного возраста, хотят, чтобы по всей стране школьники одевались одинаково. В частности, они считают, что школьная форма дисциплинирует, дает возможность осознать себя учеником и членом коллектива. Многие считают, что это поможет избежать социальных разногласий, уравняет детей из бедных и богатых семей. Другие, вспоминая себя в школьные годы, утверждают, что форма помогает настроиться на работу и дети будут больше внимания уделять учебе.
Но немало нашлось и тех, кто выступил против возвращения к устаревшим традициям. По их мнению, дети имеют право где угодно открыто демонстрировать свои пристрастия в одежде, а школьная форма – это вчерашний день. Впрочем, были среди них и те, кто просто побоялся, что на форму для ребенка придется прилично потратиться, а так, мол, "оденет что есть".
Самыми ярыми приверженцами введения школьной формы оказались руководители общеобразовательных учреждений и учителя. Для большинства же учеников очень важным является свобода выбора, проявление "своей индивидуальности". Поэтому наиболее приемлемым считается вариант гибкого выбора школьной формы с разнообразием цветовых гамм и фасонов.

 

 

Школьная форма... Зарубежный опыт.


 А как "у них"?

Самой большой европейской страной, в которой принята школьная форма, является Великобритания. Во многих ее бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке. 
Во Франции единая школьная форма существовала с 1927 по 1968 г. В Польше – до 1988 г.
В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о ее введении. В некоторых школах ученики могут участвовать в разработке школьной одежды. Что характерно, даже во времена Третьего Рейха школьники не имели единой формы.
В США и Канаде школьная форма введена во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых из них существуют правила ношения одежды (dress code).
На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.
Для большинства средних и старших школ Японии школьная форма считается обязательной. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Для мальчиков это обычно белая рубашка и темные пиджак и брюки, для девочек – белая рубашка, темные пиджак и юбка или же сейлор фуку – "матросский костюм". К форме обычно относится еще и большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.
Специалисты по детской психологии считают, что в школьной форме все-таки больше плюсов, чем минусов. Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. Если в вашей школе нет единой формы для всех, например, в каждом классе учителя, родители и дети сами выбирают, в чем ходить учащимся, – такую ситуацию тоже легко обернуть в свою пользу. Пусть ваши ученики гордятся своей принадлежностью к классу и тем, что они носят особенную форму.
Второй несомненный плюс школьной формы состоит в том, что она несколько смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей и подростков, хотя, конечно, скрыть эту разницу никакая форма не в силах. Есть еще обувь, косметика и парфюмерия, ювелирные украшения, мобильные телефоны и т. д. И дети из более состоятельных семей всегда найдут способ подчеркнуть свой социальный статус.
Еще один плюс школьной формы – это ее дисциплинирующее воздействие. Ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени. Какой бы дизайн ни придумали модельеры для школьной формы, этот дизайн в любом случае будет строгим и деловым, не допускающим вольностей и не отвлекающим учеников от основного занятия – изучения школьной программы. Дети должны с детства привыкать к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это – средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие.
В школах, где единой формы нет, учителям приходится прилагать гораздо больше усилий для поддержания дисциплины и борьбы с вызывающим поведением отдельных учеников.
 Нынешняя молодежная мода часто пугает: сочетание ярких кричащих цветов, обнаженная поясница, джинсы, обтягивающие до предела… Девочки носят мини-юбки и брюки на бедрах, из-под которых непременно видно нижнее белье, мальчики ходят с развязанными шнурками на кроссовках. Это интересно
В Японии выпустили курточки для учеников, оснащенные встроенной спутниковой системой навигации GPS. Она позволяет родителям отслеживать место нахождения детей через свои персональные компьютеры. Система имеет важное дополнение: если ребенку кто-нибудь или что-нибудь угрожает, он может послать сигнал тревоги в службу безопасности, просто нажав кнопку.
Любопытно, что в США попытка повысить безопасность школьников с помощью электроники провалилась.
 Еще один минус, связанный с введением школьной формы, касается в большей мере не детей, а родителей. Это – увеличение расходов на обучение ребенка, затраты времени, связанные с покупкой формы. Дополнительные расходы на одежду, которую ребенок не будет носить нигде кроме школы, сочтут существенными многие семьи. Правда, если пошив одежды для школы организует сама школа, то при заказе большой партии по оптовым ценам она обойдется гораздо дешевле.      В письме Министерства образования РФ от 16.05.2001 № 22-06-666 "О школьной форме" (далее – Письмо о школьной форме) сказано, что с принятием Закона РФ "Об образовании" в 1992 г. введение школьной формы никакими нормативными документами не регламентировано, и вопрос о необходимости ее введения для обучающихся рассматривается самостоятельно общеобразовательным учреждением, его органами управления (совет школы, родительский комитет, собрание, общешкольное родительское собрание, конференция, попечительский совет). 
При этом согласно письму Министерства образования РФ от 14.11.2000 № 22-06-1203 "О введении школьной формы для обучающихся" (далее – Письмо о введении формы) при обсуждении вопроса о введении школьной формы должны учитываться материальные затраты малообеспеченных семей. Окончательное же решение по данному вопросу может быть принято по соглашению всех родителей обучающихся или большинства, но при условии определения источников дополнительного финансирования для обучающихся из малообеспеченных семей и внесении соответствующих дополнений или изменений в устав школы.

 

 

Как избежать простудных заболеваний, или профилактика простуды…

 

Нередко мы слышим такие слова как простуда, простудился. Особенно часто они звучат осенью и зимой. К простудным заболеваниям относят ринит, фарингит, ларингит, трахеит и бронхит. Наверняка многим из Вас известно, что абсолютно любое заболевание намного легче и лучше предупредить, чем потом заниматься его лечением. Именно поэтому специалисты современной медицины разработали целый ряд профилактических мероприятий для предупреждения развития различных заболеваний.

Мероприятия для профилактики простуды:

  • укрепление органов дыхания – упражнения на дыхание:
  • закаливание;
  • специальная вакцина, которая ставится людям непосредственно перед зимним респираторным вирусным сезоном;
  • поливитамины с большим содержанием витамина С. Аскорбиновая кислота оказывает общеукрепляющее действие. Ее можно принимать внутрь по одному грамму один – два раза в день;
  • большое количество витамина С можно раздобыть в лимоне, апельсине, грейпфруте, мандаринах и квашеной капусте.
  • чеснок и лук – наверное, самые доступные и незаменимые средства профилактики простудных заболеваний, старайтесь кушать чеснок и лук как можно чаще, особенно в периоды массовых заболеваний гриппом и простудами.
  • занятия на тренажерах, ходьба, бег, плавание, а также специальная лечебная физкультура

Несколько упражнений:

  1. Лягте на спину либо сядьте на стул, положите руки на грудь либо живот и дышите «животом».
  2. Лежа на спине, равномерно дышите, поднимая во время дыхания руки вверх или разводя их в стороны во время вдоха, опускайте вместе с выдохом, причем выдох по времени должен быть как минимум вдвое длиннее, чем вдох.
  3. Лежа на спине, дышите, с вдохом отводите согнутые в локтях руки в стороны, с выдохом приводите.
  4. Сделав эти упражнения на спине, повернитесь на бок, охватите ладонью шею сзади, создайте сопротивление, дышите глубоко.
  5. Лягте на бок, положите руку на нижние ребра и надавливайте с вдохом.
  6. Сядьте на стул, дышите, с вдохом поднимайте руку и наклоняйтесь в противоположную сторону, с выдохом руку опускайте.
  7. Сядьте на стул, дышите, возьмитесь пальцами за плечи, с вдохом отведите локти назад, прогнитесь, с выдохом сведите локти перед собой, согнитесь.

Каждое упражнение можно выполнять от одного до восьми раз.

Все эти ниже мероприятия нужно проводить в комплексе, то есть все вместе.

 

© natalia-ribkina

Сделать бесплатный сайт с uCoz